Московский городской центральный туристический клуб




ОТЧЕТ
о прохождении похода 2-й категории сложности



Маршрутная книжка: 1/3-309
Район: Центральный
Время проведения: 21.07.1999г. - 06.08.1999г.
Руководитель: Золотарева Н.В.



Состав группы:

Ф.И.О. г/р Место жительства Опыт Обязанности в группе
Золотарева Наталья Владимировна, 1976 г. Москва 5-гу, Фаны
2-гр, Фаны
Руководитель
Волосатов Константин Александрович, 1974 г.Москва 2-гу, Кавказ Снаряжение, газ
Зубарев Максим Станиславович, 1973 г.Москва 2-гу, Фаны Медик
Найденов Илья Дмитриевич, 1979 г.Москва 2-гу, Фаны Финансист
Акимов Михаил Александрович, 1968 г.Москва 2-гу, Памиро-Алай Реммастер
Вахрамеев Петр Николаевич, 1978 г.Москва 2-гу, Кавказ Завхоз

Нитка маршрута: г. Нальчик - пос. Верхний Баксан - р. Курмычи - пер. Курмычи (2А, 3340) - поляна "Зеленые гостиницы" - пер. Гумачи (2А, 3540) - а/л Уллу-Тау - средние Кичкидарские ночевки - пер. Голубева (2А, 3765) - т/б Башиль - т/б Чегем (радиально, заброска) - р. Джайлыксу - Киларские ночевки - пер. Килар (1Б, 3850) - р. Тютюсу - г. Тырныауз - г.Нальчик

График движения

ДатаДни пути Участки маршрута КмПерепад высот,мСпособ передв.
21.07-
23.07
-г.Москва - г. Нальчик--поезд
23.071г.Нальчик - пос. Верхний Баксан - р.Курмычи1,5+300авто
пешком
24.072долина р.Курмычи - пик Авиации - ночевки "Курмычи" верхние (~2950)7,5+1300пешком
25.073пер. Курмычи (2А, 3340) - спуск в долину р.Адыл-Су7.5+/-1740пешком
26.074поляна "Зеленые гостиницы" (2400) - полудневка2,5+100пешком
27.075поляна "Зеленые гостиницы" - пер. Гумачи (2А*, 3540) - а/л Уллу-Тау13,5+/-2400пешком
28.076а/л Уллу-Тау - ср. Кичкидарские ночевки (ок. 3350)7,5+1050пешком
29.077л. Юном-Су - пер. Голубева (2А, 3765) - приледниковые площадки л. Башиль у р. Башиль-Аузусу8+/-1650пешком
30.078Спасработы--пешком
31.079т/б Чегем - т/б Башиль (радиальный выход за заброской)30-пешком
1.0810р. Джайлыксу - Киларские ночевки (ок. 3400)8+1350пешком
2.0811пер. Килар (1Б, 3850) - ст. Тютю нижние7,5+450/
-1200
пешком
3.0812долина р. Тютюсу - г.Тырныауз15-850пешком
4.08-6.08-г.Тырныауз - г.Нальчик - г.Москва--автобус/
поезд
ИТОГО: линейная часть маршрута: 115км

Примечание: части текста, отмеченные в начале параграфа точкой (*) относятся непосредственно к техническому описанию перевалов. Не выделенные части текста относятся к дневнику маршрута. Отдельные рассуждения о технической сложности тех или иных участков маршрута, об изменении сложности прохождения отдельных перевалов, равно как и выбора оптимального пути их прохождения, являются лишь мнением автора, не являющегося авторитетным экспертом в горном туризме, и определялись лишь на основе собственного опыта. Направления движения указаны в орографическом смысле, если не помечено иначе. Временные характеристики перевалов являются усредненными и зависят от "качеств" той или иной группы, снежно-ледовой обстановки, метеоусловий, времени прохождения и т.д. и т.п.

Техническое описание перевалов (по состоянию на июль-август 1999 г.)

Перевал Курмычи, 1Б, 3340, сн-ск.
(По факту прохождения ближе к 2А)

Соединяет:
Долина реки Курмычи

С севера - р. Баксан, р. Курмычи, л. Вост. Курмы
С юга - р. Адылсу

Концевые точки описания:
С севера - Баксанская долина, мост через р. Курмычи у ее слияния с р. Баксан
С юга - ущелье р. Адылсу (поляна "Зеленые гостиницы")

23 июля

В 7.00 в Нальчике у поезда нас, уставших с дальней дороги и измученных неограниченным количеством выпитого по пути, встретил мой старый добрый знакомый Сергей, который за достаточно смешную по нынешним временам цену (450р.) "организовал" машину до Верхнего Баксана. Помимо прочего Серега снабдил нас в путь дальний ящиком свежайшего Нальчикского ПИВА!!!, попивая которое мы отправились в дорогу. Солнечно, прохладно, птички поют - красота да и только. О пропусках в погранзону голова не болела, ибо Наталья (руководитель) выехала еще 17-го и должна была все оформить заранее. Собственно на встречу с ней мы ехали. Так, прибывая в состоянии блаженной эйфории мы завезли заброску в т/б Азау, покушали в Чегете (деньги, как обычно, еще никто не считал), попили нарзанчика в Эльбрусе и неторопливо приближались к месту встречи.

Как это обычно происходит в жизни, в смысле если дела идут у Вас замечательно, то в дальнейшем они пойдут хуже, все настроение испортили двое местных, в трубу обкуренных, джигитов, которые, не вписавшись в поворот около моста у а/л Баксан, буквально пропахали всю левую сторону нашей новенькой "Газели". Одним словом, не вдаваясь в подробности ДТП (дорожно-транспортного приключения), с учетом местного менталитета (вай, дарагой, по колесу стучал, да, стекло протирал.... и т.д.) "разборки" (ГИБДД, бумажки, писульки и т.д. и т.п.) продлились с 11 до 18 часов и вырвали у нас целый ходовой день. Так что наши спортивно-трудовые свершения в этот день начались и окончились 20 минутным переходом от места встречи до ближайшей приличной стоянки да выпитой бутылкой "Кагора" в честь Дня рождения Макса.

* Подъем в долину р. Курмычи начинается от моста через р. Курмычи, км. в 2-х выше Верхнего Баксана.
На каждой из сторон моста (со ст. Баксана) установлены по каменному льву, метрах в двадцати ближе стоит памятник какому-то джигиту (стыда ради стоит сказать, что в суматохе дня никто даже не удосужился взглянуть кому).

24 июля

Утром проснулись в 5.20, позавтракали и, полные сил и энергии перед грядущими подвигами, в 6.30 вышли.

* Тропа в долину р. Курмычи начинается фактически сразу у моста и идет вдоль правого ее берега, приятным серпантином по лесному склону, довольно лихо набирая высоту. До перегиба склона долины по тропе ок. 1 х.ч. Перепад высот 450м. До выхода на границу лесной зоны - еще ок. 40 х.м., 150 м. Чуть выше границы леса на левом берегу реки есть литовка, которая, правда, с тропы не заметна, но хорошо видна, если подняться чуть выше. Собак вроде бы нет. Хозяином литовки оказался очень гостеприимный джентльмен с Украины (из старых туристов), который напоил нас айраном, накормил адыгейским сыром и очень жалел о том, что места его нашим братом посещаются все реже и реже.

С границы леса открывается живописнейший вид. Прямо - нижняя ступень ледопада Вост. Курмы, скальные бастионы пиков Авиации и 1 Мая, правее язык ледника Зап. Курмы. Тропа с выходом в безлесную часть долины постепенно глохнет в зарослях борщевика, травы и камней. Метрах в 700-х выше литовки она теряется практически полностью. Перейдя правый боковой приток р. Курмычи выходим к развилке реки. От литовки еще ок. 1 х.ч., ~150м. Чуть выше развилки, под языком ледника Вост. Курмы есть озеро, на берегу которого замечательные места для стоянки.

Ледопад ледника Вост. Курмы трехступенчатый. Нижняя и средняя ступени ледопада обходятся по южному гребню пика Авиации. Верхняя преодолевается в лоб, выбор маршрута прохождения зависит от конкретной снежно-ледовой обстановки. Чуть выше развилки переходим ручей Вост. Курмы и, двигаясь по тропе по гребню моренного вала вдоль правого берега ручья Зап. Курмы, поднимаемся в направлении западных склонов пика Авиации. У поворота реки, там, где она достаточно резко уходит вправо, поднимаемся вверх и выходим на площадки под западными склонами пика. С площадок хорошо просматривается долина, подъем в направлении перевала ВЦСПС (1Б), западная ветвь ледника Зап. Курмы.
Пик Авиации
Подъем на южный гребень пика Авиации проходит по достаточно крутому (до 30-35гр., ок. 100 м.), неширокому, не более 20м., осыпному кулуару. С площадок кулуар не видно. По кулуару идет тропа, встречается очень много "живых" камней. За перегибом гребня тропа уходит вправо вверх и выводит на гребень (~2800), где есть великолепные места под 3 палатки. Вода на льду. Подъем от развилки до этих площадок занимает ок. 2 х.ч., перепад высот около 500 м. С площадок на гребне хорошо просматривается верхняя и средняя ступени ледопада. Обзор долины преграждает южный склон пика Авиации.

Вечерняя разведка показала, что правый, чуть более простой для прохождения, борт верхней ступени ледопада сильно камнеопасен. Очевидного пути подъема в предперевальный цирк по центру нет. Описанные в других источниках пути подъема-спуска либо за давностью лет претерпели достаточно большие сезонные изменения, либо рассчитаны на несколько иную снежно-ледовую обстановку. Так, например, описанный как возможный, путь на перевал вдоль левого борта ледопада стал, по всей видимости, невозможен независимо от обстановки.

Заночевали мы на площадках на гребне.

25 июля

Поднявшись несколько удрученными после чрезвычайно шумной ночи - всю ночь разрывало нижний ледопад да по каминам скал западного рукава л. Зап. Курмы летели нескончаемым потоком камни, вышли только в 6.40.

Вдоль по гребню, минут за 10-15 обогнув среднюю ступень ледопада, выходим на пологий снежник левого борта. Кошки, связки. Вверх вдоль левого борта по снегу метров 200 и уходим, траверсируя некрутой снежный подъем и пройдя по снежным пробкам несколько бергшрундов, влево к центральной, наиболее пологой части ледопада. Снег очень быстро раскисает.
Верхняя ступень ледопада л.Вост.Курмы
Прохождение первого же бергшрунда ледопада показало необходимость организации одновременной страховки. Снежные пробки настолько хлипкие, что каждый проходящий фактически выбирал свой путь через них. Таким образом, по центральной части ледопада, ближе к верхней его части забирая влево к правому борту ледника, провесив 400 метров перил - 10 т.с. на ледобурах, вышли в предперевальный цирк пер. Курмычи и Джаловчат лишь к полудню. Средняя крутизна верхней ступени ледопада не превышает 25-30 гр. Встречаются участки небольшой длины - 20-25м, где крутизна достигает 40-45 гр. да несколько участков 1.5-3м высотой с крутизной 65-70гр. (обвалившиеся пробки бергов).

Всего от ночевок на гребне: Протяженность ~ 1.5км, Перепад высот ~450м, Время движения ок. 3.5 - 4 х.ч., Число точек стр. на подъем 8-10, на спуск 6-8.

Ледник верхнего цирка пологонаклонный - 10-12гр., закрытый, рассечен протяженными глубокими трещинами, которые ближе к хребту сужаются. Прямо по ходу, с перегиба ледника, отчетливо видна перевальная седловина п. Джаловчат, справа - протяженное понижение в гребне - седловина перевала Курмычи. Как таковая сама перевальная седловина с перегиба не видна, ее закрывают склоны вершин Курмычи (4045) и Узловая. От перегиба до предперевального взлета, маневрируя в зоне трещин, тем не менее, еще ок. 1.20. Предперевальный взлет представляет собой некрутую крупноглыбовую осыпь. Подъем по ней занимает не более 20-25 х.м.

Седловина перевала Курмычи
Седловина - протяженное понижение в гребне, длиной ок. 100 м, шириной 5-20м. Тур сложен в самой низкой части седловины. Есть вода, удобные места для ночлега. С седловины открывается просто великолепная панорама на ГКХ и ущелье р. Адылсу, л. Башкара и Джанкуат.

Всего на подъем:
Протяженность (км) 10.5
Перепад высот (м) 1790
Время движения (х.ч.):
на подъем 11-12
на спуск 8-9
со страховкой 3-4
Число точек страховки:
на подъем 9-10
на спуск 7-8
Рекомендуемые места ночлега: площадки на перегибе долины в лесной зоне, приледниковое озеро л. Вост. Курмы, площадки западных отрогов пика Авиации (3-4), травянистые площадки на южном гребне пика Авиации (3) (на сх. обозначены звездами), перевальная седловина (2-4).

К перевальной седловине мы вышли, предварительно пообедав и подсушившись к 17.00. Сняли записку группы туристов ГЦДЮТ г. Санкт-Петербурга от 2?.07.99г. Рук. Коротков Л.В.

* Спуск с перевала начали в 17.30. Очевидного, "натоптанного" пути спуска определить не удалось, а на более глобальные поиски времени уже не было. Нечто напоминающее тропу уходило вниз по одному из многочисленных осыпных кулуаров, подходящих вплотную к седловине. Кулуар осыпной, чрезвычайно много живых камней. В верхней, наиболее крутой части до 40 гр. Несмотря на кажущуюся простоту, спуск до предперевального цирка занял, по меньшей мере, 2 часа. Из цирка вниз, в долину р. Адылсу уходит хорошая тропа, которая, то траверсируя травяные склоны долины, то в лоб снижаясь к реке по боковым отрогам хребта, через 2-2.5 часа выводит в долину Адылсу, метрах в 50-100 левее ручья, берущего свое начало с южного бокового отрога хребта Адылсу разделяющего вершины Курмычи и Узловая. На всем пути спуска мест, удобных для организации бивака нет!!! От выхода тропы до поляны "Зеленые гостиницы" (2400) еще ок. 25-30 х.м.

Всего на спуск:
Протяженность (км) 4
Перепад высот (м) 1000
Время движения (х.ч.):
на подъем 6.5 - 7
на спуск 3.5 - 4.5
со страховкой -

Рекомендуемые места ночлега: "Зеленые гостиницы"

Общая характеристика перевала:
Сложность: При прохождении перевала с севера - по факту 2А
В связке с пер. Джаловчат - 1Б
В снежный период времени - 1Б
Время прохождения:
С севера на юг - 15-16 часов
С юга на север - 14-15 часов
Протяженность (км) - 14.5

При прохождении перевала Курмычи с юга на север нашим путем спуска, на мой взгляд, лучше не идти. По информации из других источников лучше все-таки, наверное, воспользоваться другими маршрутами - подъем на ВЦСПС (1Б) с траверсом в. Курмычи по юго-восточному гребню (1Б) либо подъем в направлении Адылсу (1Б) с последующим траверсом юго-западных склонов в. Узловая.

26 июля

О том, чтобы идти, как было запланировано, с утра штурмовать пер. Гумачи после такого лихого предыдущего дня речи быть не могло. Почти поголовно ныли ноги, руки и т.п. Поэтому день этот мы посвятили восстановлению сил и ограничились 30 минутным переходом до "Зеленых гостиниц", где под общее ха-ха группы пытались на фоне многочисленных альпинерских палаток, преимущественно буржуинского происхождения, сварганить из своей еще той снаряги что-то конкурентоспособное (да не посрамим честь Руссо туристо).

Перевал Гумачи, 2А, 3540, лд-ск.

Соединяет:
Перевал Гумачи

С запада - р. Баксан, р. Адылсу, л. Джанкуат
С востока - р. Адырсу, л. Адырсу - вост. ветвь
Концевые точки описания:
С запада - поляна "Зеленые гостиницы"
С востока - ущелье р. Адырсу, а/л Уллу-Тау

27 июля

* Большая часть пути подъема в подперевальный цирк п. Гумачи и Гумачи-Ложный просматривается достаточно хорошо еще с гостиниц. На западе красуется Эльбрус, на востоке г. Гумачи, л.Джанкуат, лоб бокового отрога хребта Адылсу, который закрывает перевал.

От "Зеленых гостиниц" к языку ледника Джанкуат по гребню моренного вала справа по ходу идет тропа. Она выводит на пологий (10-15 гр.) язык ледника, придерживаясь левого борта которого, оставляя справа (по ходу) ледопад, начинаем подъем в направлении скал Аристова (левее подъема к пер. Джантуган). Ледник не крутой, преимущественно снег, 20-25 гр. Встречаются протяженные, ну очень уж глубокие и широкие трещины. Не доходя скал забираем влево, проходим небольшой но достаточно крутой, до 35 гр., снежник и выходим на ледник верхнего цирка. Справа, на юго-востоке (правее вершины Гумачи), ярко выраженная седловина перевала Гумачи-Ложный, слева, на северо-востоке, отчетливый скальный кулуар, ведущий на пер. Гумачи. Перевальную седловину до выхода в верхний цирк не видно (набравшись храбрости, я бы даже поставил под вопрос само ее существование со стороны л. Джанкуат вообще), со стороны ледника она представляет собой просто гребень разрушенных скал. Кулуар - простые разрушенные скалы, метра 3-5 шириной в верхней точке, метров 30-40 протяженностью, к низу расширяющийся до 25-30 метров и переходящий в мелкую подвижную осыпь длиной ок. 25-30 м. По левому (по ходу) краю кулуара течет ручей. В наиболее крутой, верхней, части кулуара (до 45-50гр.) возможна организация страховки. Очень много "живых" камней.

Всего на подъем:
Наша дружная команда на перевале Гумачи

Протяженность (км) 6.5
Перепад высот (м) 1150
Время движения (х.ч.): 4.5
со страховкой 0 - 25-30 мин.
Число точек страховки:
на подъем 0-1
на спуск 0-1

Седловина - скальный гребень, шириной 5-7 метров, длиной метров 20. Есть небольшое озеро, места под палатки. Рядом с озерцом на скале установлена памятная мемориальная табличка. Снята записка группы альпинистов г. Воронеж от __.07.99г., рук. ______________. Хорошая панорама на юго-запад. На восток обзор с перевала ограничен северными склонами вершины Гумачи.

Вообще говоря, справедливости ради стоит отметить, что нам в некотором роде повезло - на перевал мы топали по, буквально, проспекту, натоптанном толпой (человек 30) альпинистов, которые за 1 - 1.5 часа до нас вышли массово покорять Гумачи, поэтому выбором пути мы особо не тяготились. На перевал поднялись в 12.30. Погода начинает портиться, но, тем не менее, обед мы организовали по полной программе.

Спуск с перевала на восток возможен двумя путями - по левой ветви ледника Адырсу (наиболее быстрый) и по правой (вроде бы как более безопасный), в обход скального острова, собственно и разделяющего тело ледника. Выбрав последний из соображений безопасности
Спуск с перевала Гумачи
(на тот момент сильно портилась погода) минут 30 двигаемся в направлении перевала Украина, траверсируя северо-восточные склоны вершины Гумачи. Снег, местами выходы льда, до 40 гр. Немного не доходя ледопада правого борта ледника с пер. Украина, кстати, представляющего собой просто колоссальное нагромождение ледовых глыб фантастических форм и размеров, уходим круто влево под скальный остров, лавируя в лабиринте трещин, бергшрундов, ледовых провалов, в некоторые из которых без особых проблем можно запросто спрятать, например, маленький пятиэтажный домик. Постоянно попеременная страховка через ледоруб. Некоторые из трещин преодолевать приходилось просто по-пластунски. Из-под скального острова дюльфером (2 веревки, снег до 50 гр.) через 2 берга выходим на пологое плато, разделяющее предперевальный участок ледника и ледопады нижней его части. По плато, обходя многочисленные трещины и разрывы льда, уходим к левому борту и далее на моренный вал левого берега. По гребню моренного вала, в обход нижнего ледопада ледника Адырсу, уходит тропа. Всего на прохождение ледника ушло ок. 3 х.ч., по тропе до долины р. Адырсу - еще ок. 3 часов. Тропа, траверсируя боковой северо-восточный отрог вершины Чотчат выводит км. в полутора выше а/л Уллу-Тау, на левый берег р. Адырсу у начала подъема в долину г. Виатау у слияния одноименного ручья с Адырсу. Стоянок, удобных для постановки бивака, на всем пути спуска нет.

Всего на спуск:
Протяженность (км) 7
Перепад высот (м) 1250
Время движения (х.ч.): ок. 5-6
со страховкой ок. 1.30
Число точек страховки:
на подъем 3-5
на спуск 3-4

Время прохождения перевала с востока, равно как и выбор оптимального пути подъема принципиально зависит от снежно-ледовой обстановки и метеоусловий. Путь по левому рукаву более сложен технически, но более очевиден и значительно короче (в условиях, например, тумана или плохой погоды на правом рукаве можно плутануть и выйти куда-нибудь на Украину). Путь по правому рукаву длиннее, но технически проще, хотя я бы поставил под сомнение надежность многих мостов и снежных пробок в лабиринте его трещин и бергов.

Общая характеристика перевала:
Сложность: 2А (в снежный период времени прохождение упрощается)
Время прохождения: 9-11 часов
Протяженность (км) - 13.5
Возможные места для ночлега: "Зеленые гостиницы", перевальная седловина, долина р. Адырсу. При необходимости переночевать можно на предперевальном плато под скальным островом ледника Адырсу.

В а/л Уллу-Тау мы пришли к 19.00. В лагере, охраняемом бдительными воинами местной погранзаставы, можно остановиться. Номер стоит 50 р. с носа (без белья, с бельем 65). Можно также на территории а/л поставить палатки - 25р. с человека (не с палатки, что странно) !!! В а/л работает столовая, где даже очень вкусно за 20 рублей можно, например, поужинать. Работает бар. Общая обстановка в лагере (в смысле возможности найти на свою голову приключения) спокойная. Изредка в лагерь, как нам рассказали "местные", с соседнего "Джайлыка" набегают малолетние, отдыхающие там джигиты преимущественно чечено-ингушского происхождения ("Воины Джихада" J), которые, потупив гордые взоры начинают ненавязчиво просто воровать абсолютно все, что плохо лежит, сушится, висит, стоит и т.д. и т.п. (... эй, малой, ...!!! А, это ваше?, ну извините, не знал, смотрю лежит (висит, стоит - ненужное зачеркнуть J), думал выбросили, не нужно... и т.д.).

Перевал Голубева, 2А, 3765, сн-лд

Соединяет:
С запада - р. Адырсу, л. Юном-су
Перевал Голубева

С востока - р. Башиль-Аузусу, л. Сев. Башиль - зап. ветвь
Концевые точки описания:
С запада - а/л Уллу-Тау
С востока - т/б Башиль

28 июля

С утра, посвежевшие после отдыха в цивильных условиях, подсушились и довольные жизнью по полной программе вышли ок. 12 часов дня.

* Подход от а/л Уллу-Тау под перевал занимает ок. 6 ходовых часов. От Уллу-Тау по дороге 1-1.5 км до погранзаставы. От погранзаставы в долину начинается тропа. Метрах в 200-400-х выше нее через реку переброшено большое бревно, по которому переходим на правый берег реки и топаем вверх до упора J. Тропа, плавно забирая вверх, идет вдоль правого берега реки. Поднявшись на древний 200-от метровый моренный вал попадаем под язык ледника Юном-су на нижние Кичкидарские ночевки. От нижних тропа по гребню правой береговой морены выводит к средним Кичкидарским ночевкам. От них до перевального взлета остается ок. 1.5 х.ч.

На средних Кичкидарских ночевках остановились около 20 часов. Погода на редкость гадкая, идет то снег, то дождь, то град. Единственным "развлечением" в этот вечер стал с 23.00 коллективный просмотр ночного экстремального спуска с пер. Кичкидар (2Б) группы А.Богданова (Москва). Весь вечер шоу совместно комментировалось ненормативной лексикой с нашей стороны (спать же шибко хочется) и декламированием популярных песен с обратной в шуме дождя и ветра в светомузыке 2-х севших фонариков.

29 июля

Перевальный взлет с ночевок просматривается хорошо. Вышли в 6.40. По пологонаклонному телу ледника Юном-су идти легко. В данном случае отсутствие снега пошло на пользу. Ледник открытый, местами встречаются закрытые трещины. Ближе к перевальному взлету стоит уйти к правому борту, ближе к хребту, где трещины уже и более отчетливы. Высота перевального взлета ок. 150 метров, крутизна в верхней, наиболее крутой части до 40-45 гр., лед. Нижняя часть ледника рассечена протяженным бергшрундом, который переходится по мосту ближе к центру перевального взлета. Левый и правый борта ледника камнеопасны, с периодичностью 5-10 мин. плотными потоками идут камни. Поэтому подъем нужно осуществлять по центру взлета. С организацией одновременной страховки он занимает 1-1.5 часа (3-4 веревки).

Всего от а/л Уллу-Тау:
Протяженность (км) 9.5
Перепад высот (м) 1450
Время движения (х.ч.): 7-9
со страховкой 1-1.5
Число точек страховки:
на подъем 3-4
на спуск 2-3

Седловина - отчетливое понижение в гребне, длиной ок. 30-40 м., шириной 10-12 метров. Хороший обзор на северо-запад и юго-восток. Есть вода, место под 1-2 палатки. Тур сложен на скалах справа по ходу. На камушках под туром есть даже кем-то заботливо принесенный стульчик. Снята записка группы туристов г.Москвы, рук. __________ от 29.07.99г.

Спуск с перевала начинается по крутому снежному кулуарчику (до 45гр., 40-50 м.), переходящему в осыпной склон такой же длины. Выход на пологонаклонное плато верхнего цирка сложностей не представляет. Предперевальное плато ледника пологонаклонное. Встречаются закрытые участки с протяженными трещинами. Плато проходится по центру, ближе к перегибу уходим влево, на моренный вал левого берега, траверсируя который по крупноглыбовой осыпи обходится крутой лоб ледника. Чуть ниже языка ледника, на размытой пойме ручья, берущего свое начало на "нашем" леднике есть места для ночлега. От перевала ок. 1.30 х.ч., 2.5-3 км, сброс ~450-500м. От стоянок спускаемся вдоль левого берега ручья (*) к телу ледника Башиль.

От стоянок начинается тропа. Чуть ниже, у травянистых площадок на гребне морены тропа забирает левее и уходит на траверс склона. Тропа старая и местами разрушена. За перегибом хребта в долине Башиль она заканчивается на полностью размытом очень крутом осыпном склоне, "улететь" по которому пару пустяков (да не повторит никто печальный опыт одного из наших на редкость изобретательных (мы не ищем легких путей) товарищей, который отделался, к счастью, парой царапин да трясущимися руками). Поэтому нужно постоянно прижиматься к берегу реки.

Спуск к леднику Башиль занимает еще ок. 40 х.м. По пологому телу языка ледника, вдоль левого борта проходим метров 200 и уходим по диагонали к правому борту, пересекая засыпанный камнями желоб в центре ледника. Выходим на правобережную морену, местами размытую весенними ручьями, образовавшими своеобразную лестницу ровных песчаных площадок. Спуск по ним наиболее удобен и приятен. Вообще говоря, направление спуска в данном случае не критично, можно, например, пройти по центру желоба до низа, и также уйти вправо (влево, если нужно) - вопрос кому, как и где больше нравится. Чуть ниже языка ледника начинаются удобные площадки для ночлега. По слухам эти места достаточно часто посещаются с весьма немиролюбивыми намерениями "гостями" с той стороны, поэтому, по возможности, желательно на приледниковых площадках находиться как можно меньше и уходить к погранзаставе у т/б Башиль.

Всего на спуск до приледниковых площадок л. Башиль:
Протяженность (км) ок. 6
Перепад высот (м) 1250
Время движения (х.ч.): ок. 3.5-4.5

Общая характеристика перевала:
Сложность: 2А (за счет ледового склона со ст. л. Юном-Су) (в снежный период времени не более 1Б)
Время прохождения:
11-12 часов (от т/б Башиль 15-16 часов)
Протяженность (км) - 15.5 (23 км соотв.)
Возможные места для ночлега: Кичкидарские ночевки, перевальная седловина, предперевальное плато ледника (вост.), стоянки у языка ледника (вост.), приледниковые площадки л. Башиль.

30 июля СПАСРАБОТЫ (помощь)

31 июля

Окончательно рухнувшие планы на прохождение перевала Шаурту теперь позволяли никуда не торопиться и устроить "образцово показательную" дневку. С утра трое ушли за заброской в т/б Чегем, а остальные, выбрав прекрасное место в сосновом бору под водопадом р. Джайлыксу метрах в 400-х выше погранзаставы, начали готовить баню. При всем достаточно богатом опыте членов группы, как выяснилось, банщиков профессионалов не было. Теория вещь конечно хорошая и сильная, но опыт... есть опыт. Печь перекладывали 2 раза, долго разбирались с эффективностью топки, но, тем не менее, за все труды наши, вечером были вознаграждены состоянием чистоты и блаженства, вечерним костром, крепким чаем и картошкой с тушенкой (!!!) из заброски.

На прохождение перевала Килар (1Б) в "расслабленном" темпе оставили 3 дня, раньше выходить в Тырныауз не было смысла. Помимо такого подхода к определению сроков его прохождения был еще и нынешний опыт. Перспектива угодить вечером под, например, камнепад или хлюпать по раскисшему снегу, пузом проверяя надежность мостов через трещины на леднике, описания которого 20-30 летней давности были у нас на руках, никому не улыбалась. Хоть этот перевал и считается в этом отношении достаточно безопасным, тем не менее, наши опасения, как показало будущее, были совсем не напрасными.

Перевал Килар, 1Б, 3850, сн-лд.

Соединяет:
Перевал Килар (1Б, 3850)

Ледники Кенчат-Западный и Кенчат-Южный
С севера - р. Тютюсу, р. Баксан, л. Тютю
С юга - р. Башиль-Аузусу, р. Джайлыксу
Концевые точки описания:
С севера - г. Тырныауз
С юга - т/б Башиль

1 августа

* Подъем до Киларских ночевок (ок. 3400) от т/б Башиль (2050) занимает в среднем 6-7 часов. От турбазы нужно перейти по подвесному мосту на левый берег Башиль-Аузусу, а от моста влево (по ходу) вверх до ворот погранзаставы. От ворот погранзаставы, в обход ее территории правее уходит тропа. Метров 20 не доходя ворот, круто вправо в лес уходит еще одна тропка, которая выводит к правому берегу реки Джайлыксу и идет немного вдоль него. Метрах в 50 левее (по ходу) реки у начала подъема в висячую долину начинается тропа вверх. От т/б 25-30 х.м.

Подъем до перегиба склона по тропе занимает ок. 25-30 минут. Чуть выше через р. Джайлыксу переброшен мостик. По нему следует перейти на левый берег реки и двигаться в направлении двугорбой скалы в хребте левого берега выше слияния потока Кенчат и р. Джайлыксу. На левом берегу реки Джайлыксу есть огороженные загоны для скота, справа от мостика между огромных валунов находится литовка. Немного не доходя слияния рек, тропа забирает вправо вверх, огибая мимо двугорбой скалы ступень бараньих лбов. Выше ступени, плавно набирая высоту, тропа идет вдоль левого берега потока Кенчат и кое-где отмечена контрольными турами. Метрах в 300-х ниже поворота реки (по ходу влево) на ее правом берегу есть великолепные места для стоянок. С этого места до Киларских ночевок около 40 х.м., продолжая по тропе подниматься вверх. Киларские ночевки расположены в большом моренном кармане верхнего цирка долины. На западе прямо высокая скальная ступень, преграждающая путь прямого подъема к южным склонам вершины Орелю, справа небольшой водопад, слева моренная крупноглыбовая осыпь. Под скальной ступенью расположено небольшое проточное озерцо. На юго-восток открывается великолепная "широкополосная" панорама на ГКХ, Безенгийскую стену, и т.д. и т.п.

От погранзаставы мы поднялись до Киларских ночевок за 3.5 часа "чистого" ходового времени (пять 40-минутных переходов). Пройти перевал за 1 день (Башиль - ст. Тютю верхние) , как мне кажется, вполне реально, но тяжело. Еще как минимум 2 х.ч. отделяют седловину от ночевок, да до Тютю в идеале еще никак не меньше полутора "чистых" часов.

2 августа

Подъем в 3.50. Выход в 5.20.

Очертания перевалов Килар и Штернберга с Киларских ночевок просматриваются хорошо. Перевальная седловина Килара располагается левее вершины Орелю, Штернберга - правее. Скальную ступень нужно обходить левее по ходу (по правой береговой морене) в направлении тела ледника Юж. Кенчат. Рукав ледника Юж. Кенчат с перевала Килар ближе к верхней части разрезает на два рукава (левый и правый) небольшой скальный гребень. Левый рукав, вдоль юго-восточных склонов Орелю выводит к слиянию с рукавом Южного Кенчата с пер. Штернберга, правый сходит на нет на моренном валу. Принципиального значения выбор пути как подъема так и спуска не имеет. Проще, на наш взгляд, подняться по наиболее пологой центральной части морены, а выйдя на приледниковую террасу уйти влево на правый рукав, по центру которого выход "в лоб" на пологий предперевальный гребень левого рукава, и далее на перевальную седловину. Можно с морены по пологой крупноглыбовой осыпи подойти к склонам Орелю, а оттуда по левому рукаву выйти прямо на перевальную седловину. Тело ледника пологонаклонное, крутизна не превышает 25 градусов. Ледник открытый, встречающиеся трещины легко проходимы. Юго-восточные склоны Орелю камнеопасны.

Всего на подъем:
Протяженность (км) 11.5
Перепад высот (м) 1800
Время движения (х.ч.): 8-9
на спуск - 5-6 часов
Сложность:

Седловина - отчетливое протяженное понижение в гребне, длиной ок. 25-30 м., шириной 2-4 метра. Хороший обзор на северо-запад и юго-восток. Воды и мест для стоянки нет. При необходимости бивак можно поставить в ледовом кармане с восточной стороны перевала. Снята записка группы туристов Киевского областного клуба, рук. Крамчанинова Елена, 29.07.99г.

На перевал вышли около 9 утра. Огорчившись на то, что записка была написана на обертке из-под шоколадки, а самой шоколадки не было, то, вспомнив о былом, решили начать добрую традицию с оставленной плитки "Аленки".

Спуск начали в 9.30. Узкая тропка в гребне разрушенных скал перевальной седловины, соединяющая верхний цирк с перевалом, достаточно хлипкая, много живых камней. Прямой спуск вниз на плато ледника верхнего цирка преграждает протяженный бергшрунд, который обходится правее по ходу. Спуск занимает 15-25 минут при соблюдении правил безопасности (на некоторых участках нужно идти как вместе, так и по отдельности). Основание гребня, судя по непрерывному камнепаду (даже в 9 утра!) с левых склонов гребня (ближе к в. Кенчат) ледовое и постепенно уменьшается. Возможны непредсказуемые камнепады, что, в общем-то, и произошло у нас на глазах. Спустившись по тропе метров на 20-30 и, от греха подальше, уйдя траверсом вправо на достаточно безопасный небольшой снежник, секунд через 30 после того, как последний вышел в безопасную зону, с перевала сошел бульник тонны на полторы весом, который "собрал", на наш взгляд, все, что было на тропе и по ее краям общей линией метров 25. Брызги льда и осколки камней, несмотря на большое расстояние до "эпицентра", дошли даже до нас.

Плато верхнего цирка протяженное, пологонаклонное. Много закрытых снегом трещин. Мы выбрали для прохождения путь вдоль правого борта, где трещины были уже и более ярко выражены, мосты крепче. С перегиба ледника вдоль правого борта начинается ледопад. Обойти ступень ледопада можно как по правому, так, на наш взгляд, и по левому борту. Разведку левого берега мы не проводили по нескольким причинам - путь вдоль правого борта на данный момент был более очевиден, а по рассказу одной девушки, которая этот перевал якобы не так давно проходила, на левом борту они навешали 4 или 5 веревок, сбрасывать которые без вспомогательной веревки желания не возникло. Вдоль правого борта, на границе ледника со скалами, провесив 2 веревки перил, вышли на правую береговую морену. Вообще говоря, веревки в большей степени были нужны для более удобного спуска через небольшой лабиринт в ледопаде с рюкзаками. Налегке сложностей со спуском бы не возникло. Далее 400-500 метров по морене, и выходим на нижний язык ледника. Нижний язык ледника открытый, многоступенчатый, спуск по нему до стоянок Тютю верхние сложностей не представляет (шли без кошек и без связок).

Правая береговая морена, по которой мы спускались, еще в общем то не сформирована и представляет собой гребень из смеси осколочных пород с глиной поверх льда. Спуск по ней просто изумителен, спускаешься как по перине. А вот подъем по ней, особенно в плохую погоду, на мой взгляд, может оказаться неоправданным - слишком тяжело физически, да и оптимальный путь подъема по левому борту в обход ледопада снизу просматривается достаточно хорошо. Наш спуск занял что-то около 5-6 часов, но не из-за сложности, а из-за постоянных проблем с пряжками на моем рюкзаке. На Тютю верхних были вынуждены "пообедать" в течение 2.5 или 3-х часов, пережидая непогоду.

Чуть ниже Тютю верхних есть небольших размеров озерцо. От стоянок начинается местами маркированная тропа, которая мимо озера выводит наверх огромного (не менее 500 метров высотой) моренного вала. Далее, судя по всему, тропа уходит по гребню одного из нескольких моренных валов вниз. Наш путь спуска в долу реки Тютюсу проходил по желобу, отделенному от скал правого бокового хребта моренным валом правого берега. Чуть ниже, поднявшись на гребень вала, вновь вышли на маркированную тропу. Спуск до низа долины занимает 1.5-2 часа, перепад высот ок. 800 метров. Заночевали у подножия моренного вала на достаточно корявых, жутко загаженных скотом площадках. Особого выбора не было, ибо спустившийся часов с семи вечера плотный туман не дал возможности найти что-нибудь поприличнее.

Всего на спуск:
Протяженность (км) 7.5
Перепад высот (м) 1200
Время движения (х.ч.): 4-5
на подъем - 6-8 часов
Сложность:

3 августа

По тропе правого берега р. Тютюсу до г. Тырныауз спуск занимает 5-6 часов. Километра с 3 не доходя Баксанской долины, тропа, переходящая в лесовозную дорогу, бродом пересекает Тютюсу и переходит на левый берег. В связи с усилившимся таянием ледников Тютюсу разлилась до такой степени, что без организации навесной переправы переправиться было невозможно. Чуть ниже брода есть бревно, однако переправиться по нему без страховки так же весьма проблематично (за несколько дней до нас, при переправе по нему погиб парень из Харькова). Со слов местных, в обход брода по правому берегу идет тропа, "качество" которой оставляет желать лучшего, но, тем не менее, избавляет от необходимости 2-х переправ (км. в 2-х ниже брода дорога переходит опять на правый берег). При движении вверх, тропа правого берега начинается у первого снизу брода и хорошо видна. Oт навешивания второй переправы нас избавили лесовозы на "Урале", которые, как это обычно бывает, появились сразу же после того, как последний сошел с веревки. Лесовозы довезли нас аж до самого Тырныауза.

Рынок еще работал. Цены на рынке, по сравнению с московскими, более чем умеренные. Коньяк исключительно поддельный.

Это конечно же не все. Потом еще был Эльбрус, дубадавание на Приюте, много водки, пива, сплошных приколов, хреновой погоды, но это уже совсем другая история

Желаем удачи




Используются технологии uCoz