Отчет

о прохождении похода 2 к.с. группой туристов г.Москвы
24.06.2005г. - 08.07.2005г.



Нитка маршрута: г. Черкесск - пос. Архыз - р. Псыш - пер.Браконьеров (1Б, 2890) - р.Б.Лаба - (р.Санчаро - пер. Дружба (Миронова)(н/к, 2800) - радиально) - пос.Пхия - р. Дамхурц - пер. Квата (1Б, 2400) - оз. Дамхорс - пер. Кардывач (1А*, 2800) - р. Мзымта - пос. Красная поляна - г.Сочи

Состав группы:
1. Волосатов Константин Александрович, 1974, 4гу, 2гр (мжс), Кавказ - руководитель, видео, завхоз.
2. Сгибнев Михаил Викторович, 1973, 3гу, 2гу (мжс) - Кавказ, снаряжение, реммастер
3. Хрусталев Евгений Александрович, 1979, 2пу, Карелия
4. Мельниченко Анна Игоревна, 1977, 2гу, Кавказ, участник
5. Чекалин Алексей Анатольевич, 1970, 2гу, Кавказ, участник
6. Хамаза Александр Александрович, 1976, пвд, участник

Примечания: направления движения по умолчанию указаны орографически.

Курить люблю...

24 июня - 26 июня: поезд Москва - Черкесск, все как обычно, пиво, ночной шашлык в Невинномысске. В Черкесске проблем с получением пропусков в погранзону не возникло, правда на дверях части висит вывеска, что выдача пропусков происходит только после обязательной регистрации в МЧС, но у нас ее не потребовали. Дорога до заставы на реке Псыш съела 2500 рублей. По дороге остановились в Буковке, совершили уже традиционное "восхождение" к Спасу Нерукотворному. От погранцов на Псыше за 1,5 часа поднялись до плановых ночевок на Аманаузе, где и остановились на ночь.

Наблюдения: в Черкесске, буквально в 10 метрах от ворот части бурно растет конопля... Ее происхождение и наличие не интересует руководство части, зато чрезвычайно интересно пограничникам на Псышской заставе :-).

27 июня - 1 день

Перевал Браконьеров, 1Б, 2800, сн.

р.Аманауз - пер. Браконьеров - р.Бурная.

Описывать перевал Браконьеров нет смысла, это, пожалуй, один из наиболее популярных, да и, на мой взгляд, красивых перевалов в районе Архыза http://www.tourclub.rsu.ru/pereval/brakoner01.htm. Прохождение заняло полных 8 переходов (6,5 вверх и 1,5 вниз), общее время 11 часов, что для первого дня очень даже не плохо. Необходимо отметить, что из-за ориентации перевала (да и всех
Подъем на перевал Браконьеров
На перевале Браконьеров
Спуск с перевала Браконьеров
следующих) "восток - запад" спуск с перевала проходит по очень плотному фирну, и в первую половину дня без кошек там делать нечего. Поэтому ранним летом планировать прохождение перевала за два дня не имеет смысла. Даже во второю половину дня спуск требует предельной внимательности и аккуратности, при возможном срыве "качество" полета как на льду (проверили на Квате :), а вытаявшие местами камни могут привести к не самым лучшим последствиям. Сложность на подъем не выше 1А, на спуск 1Б. Записки в туре не нашли, оставили свою в пустой пачке сигарет Донской Табак.

Наблюдения: На леднике Аманауз и Воронцова-Вельяминова произошли сильные подвижки и ледовые обвалы, поэтому, вероятно, сложность и тактика прохождения одноименных перевалов может измениться (фото).

28 июня - 2 день

р.Бурная - р.Большая Лаба

День прошел под девизом - да здравствует топографический кретинизм. Переночевав на слиянии ручьев с пер. Браконьеров и пер. Дурицкого мы за 2 перехода дошли до границы леса, где тропа с правого берега Бурной по снежному мосту переходит на левый и серпантином спускается к Б.Лабе. Я ухитрился повернуть вместо "налево" "направо" и мы еще минут 25 поднимались к пер. Дукка, потом 10 минут спускались, 15 минут искали тропу на противоположном берегу. В итоге, спустившись вниз, вместо того, чтобы сразу уйти по тропе вправо к пограничникам, мы ломанулись (не знаю из каких соображений) влево, через 40 минут вернулись обратно, и за пять минут дошли до заставы (мост через Бурную восстановили). Небольшие формальности и мы отправились искать брод через Б.Лабу.

Брод через реку находится в 2,5 км от заставы. Река мощная, поэтому переправа вызывала бурное уважение у группы к самим себе (переходить лучше стенкой). Пообедав (ок. 15.00 вместо планируемых 12.00), стали думать о наших дальнейших планах, в результате чего, по тактическим соображениям, было принято гениальное решение - перевал Холодный не ходить, а выйти в долину Санчаро по низу. Гениальность решения заключалась еще и в том, что через пару километров от места обеда нужно было переходить Б.Лабу еще раз. Только уже по большой воде. Разведка возможности обойти брод по левому берегу показала, что пройти конечно можно, но как то уж очень по спортивному, разведка брода показала, что он, как и обозначено в карте, существует, но далеко не такой однозначный.

Дорога спускается в широченную, заваленную камнями и песком пойму Лабы, перебродив несколько речушек нужно выйти на большой остров, пройти вдоль основного русла Лабы метров 200-250 (отсюда видна дорога на той стороне), по руслу реки (именно по руслу) метрах в 7-10 от берега пройти метров 50-70 до островка, разрезающего основное русло на два притока, и перейти наиболее мощный поток (забирая практически против течения) в направлении песчаной косы, откуда выйти уже на противоположный берег. За 3 часа, успешно справившись с этой задачей, встали на ночлег. На совещании коллектива решили, что две переправы через Лабу по сложности вполне соответствуют прохождению перевала :-).

Брод через Б.Лабу

Наблюдения: 1. в группе всегда должен быть человек, который точно знает, где "право", а где "лево". 2. Для большинства пограничников перевалы категорией сложнее н/к - отвесная непроходимая стена. 3. Прежде чем лезть в ледяную воду нужно подумать о том, а не придется ли лезть в нее еще раз что бы вернуться обратно. 4. Картам можно доверять…чуть-чуть.

А если серьезно, то…с одной стороны тактической ошибкой было планировать подъем под перевал Холодный сразу после спуска с Браконьеров. Перевал Браконьеров (равно как и Дурицкого, Дорбун) достаточно трудоемкий, и, если это начало похода, день после его прохождения должен быть физически ненапряженным. С другой стороны, сам по себе выход в долину Санчаро через перевал Холодный тактически смысла особого не имеет, поскольку обход его по долине занимает неполных 4 перехода. Обозначенная на большинстве карт дорога от Бурной до поселка Пхия реально идет по правому берегу Лабы. За несколько километров до впадения в Лабу реки Санчаро нужно по новому мосту перейти на левый берег. Далее до р.Санчаро. Дорога выводит к броду. Новый мост через Санчаро находится метрах в 400-х выше по течению от брода. Далее дорога на Пхию идет левым берегом Лабы. Новый мост через Б.Лабу находится в километре выше начала поселка (т.к. дорога по левому берегу идет в плотном смешанном лесу нужно не пропустить поворот вправо к мосту - он не явный, дорога вначале бродит многочисленные мелкие притоки Лабы, а затем уже выводит к мосту через основное русло).

29 июня - 3 день.

Попытка похождения перевала Миронова (Дружба)

Как уже отмечалось, с утра, за не полных 4 перехода мы дошли до погранзаставы на слиянии рек Санчаро и Адзапш (местные ее называют Кислянка, видимо из-за многочисленных нарзанов, находящихся выше по течению). Пограничники нас благополучно не выпустили на перевал Студенческий, аргументируя это спецмероприятием, и отправили в долину р. Макеры через перевал Дружба (в некоторых картах перевал Миронова). Благополучно доехав на попутке на 1 переход назад к р.Западка, мы пообедали и решили не тратить в пустую полдня, а выйти в верхний цирк перевала, где и переночевать (была вероятность что нас не пустят на перевал Семи Озер и придется идти через связку перевалов Озерный-"перелаз в Дамхурц"). На всех до единой картах в цирк перевала обозначена если не дорога, то кондовая тропа… Начало старой лесовозной дороги мы нашли, но идти по ней оказалось не возможно в принципе (в это время года во всяком случае). Дорога (вернее ее видимость), как, впрочем, и весь подъем по всем фронтам, заросла 2-х-3-х метровым дерьмолесьем, изрядно удобренным лесоповалом. Пройти больше 3-х метров ни разу не кувырнувшись и не обматерившись являлось шедевром первопроходства. Решив подниматься в лоб, мы еще несколько раз находили ее 30 - 50 метровые участки, начинающиеся ниоткуда и уходящие в никуда. Тропа, обозначенная на карте, оказалось не может существовать по определению, поскольку метров через 150 по высоте Западка уходит в глубочайший каньон, обойти который можно только как-то поверху правым берегом, (а тропа обозначена вдоль реки, но даже в километровой зоне от реки на ее наличие нет даже намеков).

Медленно и верно мы пробовали пробиться вверх, и почти за 5 с половиной часов борьбы с причудами природы к 20.00 мы набрали по нашим оценкам где-то метров 600-800 высоты, но нащупать путь выхода в верхнюю долину так и не смогли. Видеть то мы ее видели, но как туда попасть не сломав шеи не поняли. Сумерки, отсутствие в течение последних 5 часов воды, дождь и 13 с лишним часов на ногах оптимизма двигаться дальше в слепую не прибавляли. Поэтому после долгого и продолжительного перекура, а также разведки местности, решили вернуться, что бы повторить попытку на следующий день. Спуск в долину Санчаро занял чуть больше часа.

Наблюдения: Даже малейших следов пребывания человека замечено не было. Картам можно доверять… но не всегда. На всем пути подъема прекрасные виды на лопухи, борщевник, орешник и лесоповал, ориентиры отсутствуют как класс. Рекомендуется к прохождению сильным и смелым людям. А если серьезно, то единственным вариантом выхода к перевалу Дружба может быть переход через водораздельный гребень километрах в 2,5 южнее Западки, и далее в цирк перевала. Левый берег Западки практически сразу от устья переходит в непроходимый каньон, выход на водораздельный гребень по правому берегу неоправданно сложен и весьма опасен для н/к перевала.


30 июня. 4 день.

Без слов

Утром группа разделилась на три стана. Мы с Мишей порывались вверх, Леха и Саша вниз, аргументируя это тем, что в горы приехали, а не в джунгли, Аня и Женя заняли нейтралитет. После долгих и продолжительных дебатов мы двинули вниз. Поворачивать на Семи Озер уже не имело смысла, ибо на Санчаро мы уже в который раз убедились в том, что имей хоть сто пропусков и т.п., пограничники на местах творят что хотят, и быть в который раз посланными по известному адресу не хотелось. Часа за 4 дотопали до моста через Лабу (спасибо случайно встретившимся лесовозам, которые нам рассказали что и как), где и пообедали. Дальше Пхия, контрольная закупка пива, удачно пойманный Камаз… и к вечеру мы на левом берегу р. Дамхурц.

Наблюдения. Магазин в Пхие работает. Это хорошо. Пиво продают теплое. Это плохо.

1 июля. День 5-й.

Перевал Квата, 1Б, 2850, сн.

р.Дамхурц - р.Аджара

Что такое топать 20 верст в горах вверх по дороге знает каждый, поэтому эту пытку описывать не буду. Помню, что я чуть не умер. Однако дотопали мы на удивление быстро, часов за 5.

На что стоит обратить внимание, так это на то, что в отличие от обозначенной на карте, дорога в верховья р.Дамхурц идет левым берегом. Километра с 2-3 не доходя Малой Аджары дорога переходит на правый берег. Сильные и смелые могут переправиться в брод, для всех остальных есть новый мост, он выше брода метров на 100. Погранзастава находится в паре километрах ниже слияния Дамхурца и Большой Аджары.
Мост через Дамхурц
Чуть выше слияния по мосту из мощных бревен переправляемся на левый берег Дамхурца, откуда начинается хорошая тропа в верховья реки и на перевал Квата. Здесь же проходит граница Кавказского государственного биосферного заповедника.

Обед, сон.

После обеда по тропе за 40 минут поднимаемся в долину р. Большая Аджара. Надо сказать, что тропа идет по удивительной красоты реликтовому пихтовому лесу. После перегиба долины тропа петляет по заболоченной, поросшей карликовыми березами поляне, постепенно выводит к правому берегу реки, и идет вдоль него до поворота реки на юг. В этом месте переправа, и единственные приличные места для стоянок на всем пути к перевалу. 1 час от перегиба долины. Погода замечательная, настроение еще лучше, место прелесть, что еще нужно… Ночуем.


2 июля, День 6-й.

р.Б Аджара - оз.Дамхорс

С утра пораньше переправляемся на левый берег Аджары, и по хорошей тропе за час с небольшим выходим на границу леса.
перевал Квата Ложная
перевал Квата Ложная с стороны р.Цахвоа
Подход к перевалу Квата
Перевал Квата со стороны р.Большая Аджара
Спуск с перевала Квата в долину р.Цахвоа
С этого места многие группы ошибочно уходят на перевал Квата Ложный (см фото) (он на любимой многими хребтовке Кавказа указан как Квата настоящая).
На перевале Квата
Озеро Дамхорс
Подъем к перевалу сложностей не вызывает, а вот спуск весьма не однозначен. Чтобы попасть на настоящую Квату нужно двигаться дальше, затем уйти на юг (фото). От границы леса еще 40-50 минут. Далее обогнув небольшой прижим уйти вправо вдоль русла ручья и выйти к озерцу. От озера до перевала, седловина которого как на ладони, еще 20 х.м. Седловина перевала - широкое протяженное понижение в гребне с большой мульдой. В мульде стоит остов избушки пограничников. Есть места для палаток, вода (в начале июля была по крайней мере). Записку в туре не нашли, оставили свою.

Спуск с перевала однозначный. Летом по тропе, за счет этого перевал н/к, если тропа не вытаяла, то по плотному фирну в лоб в низ, местами до 40". Видимо за счет этого сложность перевала повышается до 1Б. Спуск в долину р. Цахвоа значительно длиннее чем подъем со стороны Аджары, и, не менее протяжен и крут чем на том же перевале Браконьеров.

Как я уже писал, спуск по насту требует предельной аккуратности. Спустившись с перевала метров на 70, я услышал приближающийся сзади характерный звук "шир-шир-шир". Спустя мгновенье в паре метров от меня со скоростью пули сначала пролетел Женькин ледоруб, а еще мгновенье спустя, со скорость маневрового локомотива и словами "еп твою маааать…" прошуршал его хозяин и исчез за перегибом склона. 10 секунд, 20, и, охая и ахая, Женька появляется внизу. Слава Богу все обошлось. Таким образом, спуск в долину р.Цахвоа занимает от 30 секунд. На сегодняшний день, предположительно, это рекорд. Побить рекорд минут 10 спустя решил Саша. Но, видимо, он не так решительно кричал три волшебных слова и не имел таких скользких как у Жени штанов, поэтому новую высоту взять не удалось, удалось лишь дальше забросить ледоруб. Посмотрев с высоты на постановку рекордов, Аня, которая спускалась последней, решила поставить антирекорд, и поэтому спускалась раз в пять дольше остальных. Вообще же, спуск до долины занимает не более 20-30 минут. Вниз до озера Дамхорс по хорошей тропе еще не более 1.5 х.ч.

Озеро Дамхорс очень живописно. Вода по понятным причинам холодная. Правый берег сухой, но безлесый и удобных мест для стоянок нет, левый прилично заболочен. Одно из немногих мест для стоянки находится метров с 200 не доходя погранзаставы. С дровами туго, пограничники все сожгли.

Примечание. 1. Аджара хоть и небольшая спокойная река, но течение в ней сильное. Желающим искупаться рекомендуется бродить ее в расслабленном состоянии… (как Аня). 2. Спускаться с перевалов быстро - это хорошо, неправильно - плохо. 3. Ледорубы летают быстро и далеко. Лыжные палки заметно медленнее и ближе.

3 июля, День 7-й.

Перевал Кардывач, 1А, 2950, сн.

Тропа в долину перевалов Кардывач и Цындышко обнаружилась прямо от места ночевки. В начале не явная, потом все лучше и лучше, она немного петляет по мелколесью, затем достаточно полого забирается на ступень долины и спускается к правому берегу реки. От ночевок 1 час. Далее вдоль берега двигаемся в направлении скалы "Лопата", науке точное название известно, но я его не знаю, поэтому пусть будет "Лопата". Еще минут 40. Перевал Кардывач находится точно за ней.

Скала Лопата
Цирк перевала Цындышко
Цирк первала Кардывач
Подъем на перевал Кардывач
Попасть в цирк перевала можно обогнув Лопату как слева (по ходу), так и справа, через цирк перевала Цындышко. Слева более резкий набор высоты, но, судя по всему, значительно быстрее по времени. Справа более полого, но дольше. Мы пошли правее.
На перевале Кардывач
Спуск с перевала Кардывач
Перевал Кардывач из долины Мзымты
Жемчужина Западного Кавказа - озеро Кардывач

От места перекура за 40 минут вышли в цирк перевала Цындышко. Далее влево, и еще через минут 40 оказывается в цирке перевала Кардывач (к слову, при формальном равенстве перевалов, подъем на перевал Цындышко выглядит гораздо более симпатичным, а если бы мы знали про спуск… то вдвойне :). Седловина перевала - протяженный (метров 200), широкий гребень, подъем по снежнику 25-30 градусов, в верхней части крутизна увеличивается до 45-50 (метров 10) (фото). Записку в туре опять таки не нашли, оставили как обычно свою.

Вообще, судя по всему, перевал редко-посещаемый, в основном все идут через Цындышко (чего и я рекомендую).

Короткий спуск с перевала приводит к верху гребня, разделяющего долины Мзымты и ее левого бокового притока. Там, в небольшой, защищенной от ветра мульде, приютился домик пограничников. С этого места 2 варианта спуска - влево, к озеру Синеглазое (его не видно), либо вправо, к Мзымте. Никаких намеков на тропу нет ни в одну, ни в другую сторону. После короткой разведки мы выбрали вариант к Мзымте, левый вариант не понравился (а зря, как оказалось потом).

До перегиба долины спуск сложностей не вызывает, в лоб по снегу по серии снежных ступенек. Быстро и хорошо. А вот дальше начинаются сюрпризы. От перегиба долины (без вариантов) метров 200 вниз вдоль правого берега ручья по крутой крупноглыбовой осыпи. В принципе, ничего страшного, но менее приятно. Из плюсов - просто замечательная панорама на озеро Кардывач и долину Мзымты. В конце осыпи ручей уходит в непроходимый каньон, вправо скальные сбросы . С горем пополам нашли более менее приличное место, по которому спустились влево на зеленую проплешину с небольшим снежником. Вниз хода нет, опять сбросы. Единственный вариант - выход левее на безлесый склон преграждает глубокий скальный кулуар, намертво заросший адской смесью рододендронов, карликовой березы и еще какими-то жуткими растениями. Обход кулуара возможен только в самом его начале, наверху под бараньими лбами, но и этот путь преграждают жуткие карликовые монстры. В довершении картины пошел проливной дождь.

По прямой до выхода на зеленку от проплешины метров 100. Мы их шли часа 2 с половиной. Так много ни я, ни мои друзья никогда не матерились. Если бы можно было категорировать подобные заросли, то я бы их обозначил как 3Б* :-). Джунгли отдыхают. После кулуара путь открыт, по "зеленке" до реки минут 40. Далее по тропе до озера Кардывач. Берега озера сильно заболочены, хорошие места для лагеря только на западном берегу. Тропа идет левым берегом, но значительно удобнее (особенно в рюкзаках) идти прямо по берегу по колено в воде. Лагерем встали в 17.00. Купание, потом "по чуть-чуть", потом еще... Вышло солнце и всем стало хорошо. Поход практически закончен.

Наблюдения. Озеро Кардывач необыкновенно красиво… За красоту надо платить.

4 июля, День 8-й.

После тяжелого дня накануне рано утром не вставали. Выспались, просушились и пошли. До Красной Поляны от озера километров 40, за день не дойти. Задача на оставшиеся полдня - дойти до Энгельмановых полян, что мы успешно и сделали. Тропа идет по правому берегу Мзымты, значительно выше ее русла. На слиянии Мзымты и р. Азмыч стоят пограничники. Мест, удобных для стоянки на пути практически нет.

Наблюдения. Сколько спирта с собой не бери, на последний день похода все равно не хватит.

5 июля, День 9-й.

От Энгельмановых полян начинается дорога. Очень кстати мы застали рыбаков на УАЗИКе, с которыми за 1000р. договорились, что они подкинут до Красной поляны наши рюкзаки и сильно натершего ногу Женю. Туризм без рюкзаков форева!!! 30 километров - легко!!! Добежали часов за 5. Практически без перекуров. Красная поляна встретила нас супердождем. Однако это не помешало нам вкусно пообедать в одной из бюджетных кафешек. Дождь кончился, рейсовый Пазик, здравствуй море.

6-8 июля.

. Собственно на этом подходы закончились, начался туризм… Поездка в Абхазию, катание на яхте, культурная программа… все быстро, насыщенно и по делу… Адлер - аэропорт - взлет - посадка - Москва. Точка.

До следующего сезона.

Выводы, оценки, рекомендации.

Хоть и не все их задуманного получилось, поход всем участникам понравился. Погода не подвела (на Кардываче правда отыгралась :-)). Было тепло, солнечно и комфортно. Конечно самые яркие впечатления оставили озера и подъем на Квату (в самом хорошем смысле этого слова).

Пограничники. С оформлением пропусков все и так ясно. Проверка документов во всех долинах, посему для сокращения времени на оформления на местах рекомендуется запастись изрядным количеством списков группы с паспортными данными (более того пограничники это всячески приветствуют). В который раз, к сожалению, убедились в отсутствии ясной и понятной системы пропускного режима. Будь у вас 10 пропусков - на месте может быть все иначе. Как объяснить то, что нас просто не выпустили на Студенческий, зато дали добро на Семи озер и далее, а группу, которая шла с отставанием от нас на сутки, на Студенческий пустили, зато на Семи озер послали на... Таких примеров можно привести не мало. С учетом подготовки Красной поляны к зимней олимпиаде 2014 можно предположить, что система пограничного контроля в этом регионе будет еще более усилена и, как следствие, запутана для простых смертных. А еще более вероятно (это уже личное мнение по поводу профессионального кадрового состава на многоих заставах), районы будут просто закрыты... ведь, как водится у нас в России, проще запретить, чем объяснять отсутствие всякой логики там, где ее нет.

Транспорт. Как всегда из Черкесска до Архыза добраться удобнее всего на машине-автобусе (в зависимости от количества человек). 2500 за "буханку". С предложениями проблем нет, черкесские таксисты завсегда были одними из самых приличных.

Лесники. От левого берега р.Дамхурц и до озера Кардывач проходит территория Кавказского биосферного заповедника. Проход платный. В этом году мы решили попробовать оформить пропуска "удаленно". Выглядело это следующим образом. За некоторое время до похода я созвонился с конторой заповедника в Сочи. Далее они мне выслали по почте (через интернет) банковские реквизиты и сумму оплаты на группу. Оплатив счет, я направил в дирекцию его копию, а они в обмен, по факсу мне копию пропуска (вроде все просто, но времени, чтобы все это объяснить и тем более сделать ушло не мало). Для тех, кого этот способ заинтересовал, даю все имеющиеся у меня координаты:

Почтовый адрес: 354340, Краснодарский край, г. Сочи, ул. К. Маркса, 8, Телефон: (8622) 44-51-36 (основной), Факс: (8622) 44-52-65 E-mail: adlerzap@soci.ru (м.б. sochi.ru, не помню), работает как часы.

Контактные лица: 44-50-72 Людмила Сигизмундовна (главная по пропускам),

Директор: Шевелев Сергей Георгиевич, Зам. директора по охране: Пилипенко Геннадий Евгеньевич, тел 44-51-65, Бородин Андрей Васильевич, 44-51-34, 8-918-208-74-61 (старший по охране, после согласования с Шевелевым и Пилипенко я общался с ним)

Квитанция с указанием всех банковских реквизитов (1,2М)

Пропуск в заповедник

Немного лирики... Лесники на всем протяжении похода замечены не были. На энгельмановых полянах мы встретили представителя заказника, которого мало интересовали пропуска на заповедник, но который много нам рассказал про необходимость пропусков в заказник. В общем развод. Разошлись мирно. От себя. Почему русские называют Парис Парижем? А у нас потому что все через Ж... Только у нас в стране могут быть законы "можно, но нельзя" и "нельзя, но можно". КГБЗ не исключение. Совершенно не внятная политика разрешения/запрещения прохода по территории заповедника. Плата за проход явно завышена, по меньшей мере не понятна, т.к. деньги берутся за некоторые услуги, то как организованные стоянки, чищенные тропы, маккировку и т.п., а этого нет. Ну и т.д. Ну и конечно не хотелось бы, что бы в рамках роста цен на прилегающие к Красной поляне территории из долин Мзымты и прилегающих к ней слелали вотчины для отдыха "с видом" для "толстых кошельков". Ведь у нас пока возможно все и многие со мной согласятся.

Перевал Браконьеров Ни добавить, ни убавить нечего. Красивый, логичный, безопасный перевал.

Перевал Квата. Аналогично. Кроме того, ему и особых альтернатив нет. Очень радуют подходы, невероятно красиво с обоих сторон.

Перевал Кардывач. Менее простой, менее логичный перевал из долины Цахвоа в долину Мзымты. Поэтому редкопосещаемый. С точки зрения пакостей - безопасен. Перевалу Цындышко проигрывает по всем статьям. Больше времени на подъем, однозначно более долгий и проблемный спуск. Есть смысл идти только из "спортивного интереса". В общем не рекомендуется.

Желаем удачи




Используются технологии uCoz