Отчето прохождении похода 2 к.с. группой туристов г.Москвы |
Нитка маршрута: пос. Хурзук - а/л Узункол - пер.Беляева (1Б, 3457) - р.Махар-Су - пер. Искровцев (1Б, 3320) - р.Даут - пер. Уллу-Муруджу (2А, 3230) - р. Уллу-Муруджу - пос. Домбай
Состав группы:
1. Волосатов Константин Александрович, 1974, 4гу, 2гр (мжс), Кавказ - руководитель, завхоз, снаряжение. |
2. Сгибнев Михаил Викторович, 1973, 3гу, 2гу (мжс) - Кавказ, P.R. Manager |
3. Смирнов Дмитрий Владимирович, 1979, 2гу, Кавказ, реммастер |
4. Чекалин Алексей Анатольевич, 1970, 2гу, Кавказ, видео |
5. Хамаза Александр Александрович, 1976, 2гу, Кавказ, фото |
Примечания: направления движения по умолчанию указаны орографически. Информации по всем перевалам в Интернете более чем достаточно. По пер. Искровцев однозначно самое лучшее у Константина Савенкова http://savenkov.lvk.cs.msu.su/tourizm/trips/2004/daut-elbrus/otchet/iskrovtsev.html, по Уллу-Муруджу у Михаила Голубева http://caucatalog.narod.ru/troika2004/dt04_golubev.html, по Беляеву отчетов много, я обобщал со всех по чуть-чуть, по Назлы-Рынджи и Назалыколу отчетов не много, но у того же Михаила Голубева в каталоге перевалов достаточное количество хороших фотографий.
9-11 июня. Москва - Черкесск - а/л Узункол. До Черкесска добрались без приключений. В Черкесске нас встретил наш старый добрый друг Шамиль. Грузимся. Быстро в МЧС, затем к пограничникам. Пропуска получили через 5 минут (как это сделали в конце отчета). В 7.30 прибывает поезд, а в 8.30 мы уже едем в Узункол. Фантастика. Около 12 приехали в Узункол. Ни единой души. Только мы и горы. Встали на левом берегу реки Узункол метрах в 300-х от лагеря. Стоянка (судя по количеству мусора) пользуется большим спросом. Пришлось навести порядок. Проводим банно-прачечные процедуры. Доедаем, допиваем все, что осталось с поезда. Курим кальян. Часов с 2-х пошел дождь. К вечеру перестал.
12 июня. День России. Подход под перевал Беляева
Подъем в 5.30, выход в 7.00. За 20 минут по дороге доходим до развилки долин. На развилке погранзастава, пока не обжитая. Знали бы, попарились бы в бане. Уходим в долину р. Морде. За час по хорошей тропе доходим до коша на правом берегу реки, по мостику переходим на левый берег и топаем к ручью, вытекающему из долины пер. Беляева. Дабы не было сомнений, начало подъема находится в аккурат напротив коша. Если верить отчетам, то есть 2 тропы на подъем вдоль ручья, по левому, и, соответственно, правому берегу. Заявляю со всей ответственностью, вдоль правого берега тропа вполне приличная. Начало тропы специально искать не стоит. Достаточно перейти разлив ручья, далее между выходов скальных останцев уйти чуть левее и подняться на едва заметный гребень, по которому и идет тропа правого берега. По тропе (весьма крутой) до перегиба долины порядка 2-х часов. Набор высоты около 500 метров. После перегиба подъем несколько выполаживается, тропа теряется. Далее начинается 2-я ступень подъема, тоже достаточно трудоемкая. Вариантов подъема на нее на любой вкус и цвет. Мы поднимались по центру, хотя (при взгляде сверху), более правильно подниматься вдоль правого борта долины. Так сразу выходишь на хорошие стоянки (особо глазастые обязаны при правильном подъеме разглядеть правильный тур). Еще порядка 2-х часов. Рядом со стоянками должно быть озеро (не проверяли, все было под снегом). Время 13.00, еще час решаем - вставать или идти дальше. Решаем на сегодня спортивные подвиги завершить. Встаем (N43"16.674, E042"07.886, 2916). Разбавляем, выпиваем в честь праздника… Саше не терпится идти дальше. Через 15 минут начинается дождь, потом снег, потом и то и другое одновременно, еще через час с мнением руководства соглашается даже Саша. Ближе к ночи дождь немного утихает. Ночью со склонов г. Джалыколбаши сходит приличная лавина.
Дальнейший путь подъема на гребень конечной морены ледника Беляева со стоянок просматривается хорошо и достаточно очевиден (фото).
13 июня. День 3-й. Перевал Беляева (1Б, 3457), р.Джалпакол
Подъем, завтрак. Туман, видимость не более 50м. Выходим в 7.00 по намеченному накануне пути. За полтора часа поднимаемся на моренный гребень ледника. Туман развеивается, на несколько часов выходит солнце. На гребне морены площадка на одну палатку (уютного кармана (как в некоторых описаниях) мы что то не нашли :). Подъем на ледник и далее в цирк перевала безальтернативен, от начала моренного гребня в лоб, далее по косой полке вправо к левому борту ледника, вдоль него до перевального взлета. Перевальный взлет - крутые разрушенные скалы с переметным снежником (видимо до июля он растаивает). Скалы жутко сыпучие, требуют предельной аккуратности, летом подъемную тропу без разведки не найти (но она там есть, сам видел). Мы воспользовались переметным снежником, в нижней части нормально (~30"), в верхней части до 60" (проваливаешься по уши), далее небольшим косым траверсом на седловину перевала. В 11.00 мы на перевале (N 43"17.123, E042"06.927, 3457). Седловина - достаточно большой широкий гребень. В туре записку не нашли, оставили свою (видимо это был не правильный тур, правильный под снегом). Снова капитально испортилась погода, начался дождь, опустился туман, видимость 100-200 метров. По намеченному пути (пока еще что-то было видно) начали спуск. Метров 150-200 пологой сыпухи с перевала (на спуск отлично, на подъем не очень), далее в направлении долины ручья с пер. С.Джалпакол, практически "в лоб", по снежникам, ничего не придумывая, последний спуск (~60", метров 50) на пятой точке. Затем по снегу вдоль русла ручья до конца зоны снега. Погода не оставила никаких шансов на обед, поэтому решили топать до победы. Вдоль правого берега ручья по приличной тропе к 16.00 весело и с огоньком спускаемся в долину р.Джалпакол. Встаем на слиянии ручья и реки рядом с большими камнями (N43"17.227, E042"03.834, 2313). Устали и промокли здорово. "Ну… За сбитый!!!". К концу третьего тоста ливень утихает, а еще через полчаса выходит солнце. Жизнь налаживается.
Со слов пограничников в районе мы были одни и первые. После спуска с Беляева на снежнике по "дороге" к перевалу Сев. Джалпакол мы нашли свежие стоянки на 3-4 палатки. Наверно это были Йетти!
14 июня. День 4-й. р.Джалпакол - р.Махар-Су
Утром за 3 часа по живописной долине р.Джалпакол спускаемся в долину р.Гондарай. Тропа идет правым берегом реки, через пару километров после коша переходит на левый берег (мост) и крутым серпантином спускается в долину. От моста через Гондарай еще 20 минут до развилки долин. На развилке пограничники (N 43"19.137, E041"59.886, 1682). От пограничников 15 минут до нарзанных источников долины р.Махар. В 12.00 обедаем, насыщаем организмы нарзаном. После обеда медленно и печально за полтора часа доползаем до реки Трехозерка, чуть выше которой встаем на ночь в сосновом бору (N 43"17.558, E041"57.422, 1910). "Распознать" Трехозерку можно по характерному бетонному мосту (кстати, там их два). Движение по примыкающей "автомагистрали" достаточно насыщенное, джигиты туда-сюда, туда-сюда. В очередной раз по пути "сюда" остановились, видимо отмечали окончание рабочего дня. "Вай. Ви здесь первие, я должен что-то вам сказать…СПИРТ ЕСТЬ? Нет. Сами откуда? Из Москвы. А… В Москве все педерасты". Занавес. Больше не беспокоили.
15 июня. День 5-й. Подход под перевал Искровцев
Утром немного возвращаемся назад, переходим 1-й, а затем по бетонному мостику 2-й рукав Трехозерки и по кондовой тропе левого берега реки начинаем подниматься. Тропа через полтора часа выводит к кошу, где и теряется в зарослях ботвы. Обогнув кош справа по ходу (лучше сразу, не доходя коша, по прогалине подниматься "в лоб" огибая его слева), забираем левее, чуть поднимаемся и возвращаемся на тропу, которая еще через 30-40 минут выводит к слиянию 3-х ручьев ее образующих(N 43"18.024, E041"56.563, 2386). Через центральный ручей переброшен мостик, за ним, на границе леса, хорошие места для стоянок. Дрова, вода, все что нужно. Начинаем подниматься четко вдоль левого берега самого северного ручья. В начале даже идем по тропе, которая постепенно сходит на нет. Далее вдоль берега по травке, кому где и как удобнее. Подъем крут, градусов не меньше 40. На спуске, да по мокрой травке, придется не сладко. Ближе к перегибу долины переползаем на правый берег, и по гребню правого берега реки выходим на небольшие ровные площадки. От слияния ручьев 2 часа. От них до озера остается 20 минут подъема. На озере (N 43"18.536, E041"56.242, 2910) обедаем. Время 13.00.
Выходим в 14.00. Огибаем озеро справа по ходу, и пересекая многочисленные снежники и моренные карманы, за час подходим к началу подъема в верхний цирк. Подъем, средняя осыпь у левого борта нижнего цирка, издали кажется достаточно неприятной, но, по факту, как обычно, не так страшен черт… Еще через час выползаем на перегиб долины. Далее коротким траверсом левого борта долины огибаем глубокую центральную котловину нижнего цирка пер. Искровцев, немного спускаемся и выходим на гребень небольшого бокового отрога, разделяющего цирк, где находятся отличные места для стоянок. Воды нет (в смысле в это время года), зато фантастические виды на окружающие горы. В 17.00 ставим лагерь (N 43"18.947, E041"55.668, 3147). Погода хмурая, но без дождя. Часам к девяти вечера развеивается, открывается Эльбрус во всей закатной красе.
16 июня. День 6-й. Перевал Искровцев - озеро Даут
Как обычно ранний подъем, выход в 7.00. За 40 минут по центру ледника подходим под перевальный взлет. Перевальный взлет - короткая некрутая крупноглыбовая осыпь, "живучесть" умеренная. Еще 20 минут, и мы собираемся на седловине перевала Искровцев (N43 18.953, E041 55.102, 3318). Записка в туре группы туристов "матери городов русских" Киева, 9 человек от 19.08.2006. Фотографируемся, трескаем заслуженные шоколадки. Панорама с перевала просто потрясающая. По окончании похода перевал был признан самым красивым всеми членами группы.
В 9.00 начинаем спуск. Со спуском все оказалось несколько сложнее. Спуск - 100 - 120 метров крутой осыпи (в нашем случае плотного утреннего фирна). При наличии кошек (или раскисшего снега) особой трудности не представляет. Кошки у нас были, 5 пар, из них (как выяснилось уже на месте) реально использоваться могли быть только 4. Пришлось повесить веревку. Веревку крепили за петлю на надежном камне метрах в пяти ниже правого края седловины (если смотреть на ущелье Даут). Последний спускался на 3 такта. Веревки хватает на чуть менее половины спуска, но этого вполне достаточно, далее все без особых сложностей аккуратно спустились самостоятельно. Далее, вдоль едва угадываемого русла ручья Искровцев по снежникам спускаемся до его появления из-под снега. Дальнейший спуск вдоль левого берега ручья до низа долины особых сложностей не представляет. В месте впадения ручья Искровцев в реку Даут переправляемся на его правый берег и начинаем спускаться в долину вдоль правого берега Даута. Через километр-полтора есть переправа на левый берег Даута - каменный мост. Двое смелых - я и Леша, переправляемся по нему (достаточно стремная переправа надо сказать). Остальные (не смелые, но умные) переправляются на левый берег Даута километром ниже по лавинному выносу. К 13.00 неторопливо спускаемся к теплому озеру Даут (вода ~12-14С) (N43 19.217, E041 52.688, 2420). В нем медленно и печально плавают две форели. Обещанное изобилие стоянок не обнаружили. Встали рядом с ручьем, вытекающим из озера. Погода замечательная, купаемся, загораем, матрасничаем. Жизнь прекрасна.
К вечеру начинаются дебаты, куда идти дальше - на Уллу-Муруджу (который прозвали "Лопатой" за характерный вид ледника) или на Назлы-Рынджи. Народ хочет на Назлы, я и Миша на Муруджу. Здесь надо заметить, что с перевала Искровцев подъем к перевалу Уллу-Муруджу действительно кажется устрашающим, 800 метровый взлет не внушает оптимизма. Но решение принято, идем на "Лопату".
17 июня. День 7-й. Перевал Уллу-Муруджу
Как всегда выход в 7.00. За полтора часа вдоль правого берега р.Рынджи вылезаем в цирк в. Муруджинская игла. Начинается зона снега. Еще через 2-2,5 часа в начале по центру, затем придерживаясь левого борта ледника поднимаемся к началу подъема на перевал Уллу-Муруджу. Как и следовало ожидать, ужасный из далека, ледник на поверку оказался достаточно пологим и подъем по нему не доставляет каких либо хлопот. Ледник закрытый, но трещин нет, снег очень плотный, идем не связываясь. Ближе к самому верху слой снега несколько сантиметров, но этого нам хватает, что бы подняться без кошек. Очевидно, что через недельку от снега не останется и следа. Подъем на перевал - 100 метровый крутой кулуар, забитый снегом. В нижней части натечный лед (60", 5 м), летом, судя по фотографиям, растаивает, затем порядка 70-80 метров снег от 45-50", на последних 10 метрах перед выходом на седловину крутизна плавно увеличивается до 90".
Одеваемся, обуваемся. Первая веревка на петле в середине кулуара (предыдущими группами оставлены 2 спусковых петли). Накопитель - очень удобный ранклюфт рядом с петлей. Вторая веревка на надежной балде на седловине кулуара. Наиболее проблемные места - начало подъема и, собственно, выход на седловину. К 14.00 мы на перевале. Записки в туре не нашли, оставили свою. С перевала отлично ловит сотовый. Звонки на родину и бегом вниз, снова начинает портиться погода. Через 10 минут нас уже заливает и сдувает.
Спуск до дна цирка по 30" снежнику занимает 10 минут, далее топаем до озера у правого борта цирка (есть еще озеро у левого борта, там тоже можно спуститься). От озера немного спускаемся и упираемся в гладкие скалы следующей ступеньки долины. Минут 10 ищем вариант спуска, находим, аккуратно спускаемся на 4-х костях (много неприятных камушков) к ручью и вдоль его правого берега бежим до очередного перегиба долины. Время 16.00. На перегибе долины, на травяном островке есть не плохие места для стоянок. По идее нужно было бы вставать, но жутко дует, льет не слабо… бежим дальше. За 20 минут спускаемся в верховья "заповедной долины" р. Уллу-Муруджу. Здесь дует приемлемо, льет тоже в меру, однако вставать решительно негде - везде одно заповедное болото. К середине лета, я допускаю, может еще терпимо, но в июне кака. Делать нечего - бежим вниз вдоль правого берега реки. Пробегам серию заповедных болот, заповедную березовую рощу - 3-карликовых березки на две трети погруженных в аццкую пучину. Через 2 часа добегаем до видимого поворота долины, и останавливаемся. Определяем, что это единственное более менее приемлемое место для лагеря (N43 19.571, E041 47.618, 2460). Расчищаем места под палатки. Переодеваемся, готовим обед плавно переходящий в ужин, разбавляем, разливаем, выпиваем… К 3-му тосту за 3-й сбитый дождь заканчивается (собирает силы на следующий день). С помощью горелки даже разводим небольшой костер. На сегодня финиш.
18 июня. День 8-й. Долина реки Уллу-Муруджу
На утро ранний подъем запланирован не был, тем не менее, по привычке, проснулись рано. Самые "крепкие" продержались всего до 10. Где-то около 11.30 вышли. Продолжаем идти (хотя правильнее сказать ползти) правым берегом реки. Тропы нет, одни камни, болота, можжевельник - не пойми что. Выше, ниже - без разницы, везде одинаково плохо. На одном из перекуров нашли прибитую к дереву баранью черепушку, на которую какой-то остряк повесил очки. Очень креативно. (6960) Около двух (может чуть раньше) снова пошел дождь, стало еще хуже. Более менее приемлемый темп движения удается начать лишь после того, как прошли поворот к перевалу Назалыкол. Там заканчиваются болота и камни, начинаются поляны, по самые гланды заросшие заповедной травой. "По очевидной тропе правого берега реки", которая наконец-то объявилась только в начале зоны сплошного леса, к пяти (плюс-минус) часам выходим на отличные стоянки (N43 22.719, E041 43.513, 1862). Это единственный участок долины (метров 300), который можно смело назвать заповедным. Прекрасный пихтовый лес, заросшие мхом камни, хорошо одним словом. Единственный минус - сотовый не берет. Река рядом, дождь почти не достает, с дровами проблем нет. Без тени сомнений встаем на ночлег. Переодеваемся, пробуем сушить ставшие неподъемными башмаки. Дождь не унимается. Но у нас свои методы борьбы с этим природным явлением. Достаем, разбавляем, разливаем. Все! Был дождь и весь вышел. Через полчаса показалось солнце (тоже не достает). От стоянок до выхода на дорогу Теберда-Домбай час спуска. Поэтому можно сказать, что поход почти закончен. Усиленно доедаем и допиваем все, что осталось. Ложимся поздно…
19 июня. День 9-й. Домбай...
Подъем. Утренний чай. Предвкушая полноценный обед в Домбае, есть пластилиновые супчики народ отказался. За 50 минут спускаемся на дорогу Теберда-Домбай (N43 23.374, E041 42.754, 1410). Стоим, ловим мотор. Перспектива топать ногами по асфальту 12 км не вдохновляет. Дорога оживленная, но нас брать никто пока не хочет. Так продолжается целых минут 15. Останавливается буханка. Выходит чел. Маленький, а злой жуть. Испугались не на шутку :-). Шеф, подкинь до Домбая… А он как начал кричать, как начал топать ногами. От страха все почти умерли :-). Краткий смысл его монолога сводился к тому (культурный перевод), что приехав сюда, мы совершили самую большую и непростительную ошибку своей жизни вообще, а ступив на священные земли долины Уллу-Муруджу, в частности, и вовсе подписали себе смертный приговор, и он, как самый главный и крутой лесник среди всех ныне живущих лесников мира просто обязан нас расстрелять на месте без суда и следствия. Т.к. расстрелять нас было нечем, а перевес сил был явно не в его пользу, нужно было срочно вызывать ОМОН и ЛесСпецназ. Ситуация еще в Москве была спрогнозирована, поэтому я гордо извлек из рюкзака Постановление главы администрации поселка Домбай (http://www.dombai.info/info_prebivanie.shtml) о правилах пребывания на территории поселка Домбай, из коих следовало, что мы вроде как ничего нарушить еще не успели, да и не собирались. На это незамедлительно последовал ответ, что такие крутые парни никому не подчиняются и всех глав любых администраций и т.п. готовы пам-парам (ну … в смысле они им не указ). Предложение повторить все вышесказанное самому главе администрации видимо лишило нас последних надежд на спасение, и со словами: "Ну все, вам всем п….ц!!!", чел укатил вызывать тяжелую артиллерию.
Парализованные страхом : мы продолжали сидеть на обочине дороги. Воображение рисовало страшные картины из американских фильмов, приземляются вертолеты, из них выскакивают здоровые, вооруженные до зубов бородатые дядьки, окружают нас со всех сторон… О том что будет дальше думать было еще страшней. Но видимо вся элита российского ОМОНа и ЛесСпецназа в тот день была на расхват, поэтому вертолеты не прилетели, танки не подогнали, никто нас не окружал, а вместо них через 5 минут приехала уже знакомая буханка, из которой вышел уже знакомый чел и вежливо пригласил нас проехать с ним в Домбай, аргументируя это тем, что нас, сирот, сможет довезти только он, добрейшей души человек, лучший друг, товарищ и брат всех туристов на свете. Еще через пять минут, под шорох шин, мы мило беседовали, нам было предложено посетить совершенно любой уголок Кавказа и окрестностей, рассказано где что и как, ну и т.п. Короче мир, труд, май. Цена вопроса - 250 рублей. Занавес. Что это было? Никто не понял. Поход закончен на веселой ноте.
В Домбае заскочили в МЧС, снялись с регистрации, заодно подарили им оставшийся газовый баллон. Остановились в гостинице "Сулахат", 250 рублей с носа, просто и сердито. Помывка в бане рядом с рынком (не помню как гостиница называется) - 1500 за 4 часа полного счастья. Питание - кафе "У Зули" - приемлимо по деньгам и очень вкусно (это уже мое личное мнение). В Домбае строительство идет полным ходом, строят наш ответ Шамони, Куршевелям и иже с ними. Строят, понятное дело, в основном представители азиатских стран СНГ. А что они любят? Правильно, курить. Не знаю, где они в высокогорье выращивают траву, но проблем с ней видимо не испытывают. Приобщили к этому делу местных. И если раньше аборигены в основном закладывали за воротник, то теперь вечером в большей массе кумарят. "Шеф, ты в Германии был? А правда, что там даже в котлеты анашу кладут?...". No comments. В общем, по вечерам, от греха подальше, лучше гулять компанией.
20 июня. День 10-й. Домбай...
ТУРИЗМммммм...
21 июня. День 11-й. Домой.
За 4 часа (с перекусами) доехали на "Газели" до Минеральных Вод (3500р.). Дальше кто домой, кто на море. Поход закончен полностью. До новых встреч, Кавказ.
Выводы, рекомендации
Пограничники. Ну, во-первых, они с Леонова 2 переехали в новое здание. Адрес не записал, местные таксисты знают. На обязательную с 200х года отметку о регистрации в МЧС не смотрели. Самый приятный момент - на получение пропусков ушло ровно 5 минут. Как? За неделю перед отъездом я направил в погрануправление факс-заявку на получение пропусков (без особой надежды, надо сказать) - заявка + список группы. Тел. - 8(7822) 5-40-28, 8(7822) 5-19-56. Форма заявки указана в Приказе ФСБ РФ от 28 сентября 2006 г. N452 "Об утверждении Правил пограничного режима" (его полную версию можно найти на сайте Гаранта (http://www.garant.ru/). Кто не нашел, помогу. В общем, по прибытии в Черкесск, зашли в Погрануправление, представились, через 5 минут дежурный вынес пропуск. На местах, как обычно, для ускорения процедуры регистрации желательно иметь энное количество списков группы. Экономит время прилично. На Махарской заставе, правда, еще посоветовали таскать с собой копию карты с нарисованным маршрутом. Ну… не знаю. Может со временем.
Транспорт. Как всегда добираться удобнее всего на машине-автобусе (в зависимости от количества человек). Цены 2007 года - 3500 за "буханку"/"Газель". С предложениями традиционно проблем нет.
Лесники. Тоже ничего не меняется. В Домбае начало маршрута всегда лотерея. Договориться можно всегда и со всеми - вопрос, видимо, в сумме, наглости и времени, которое вы готовы потратить на это. Из официальных документов нашел только (http://www.dombai.info/info_prebivanie.shtml). Остальное - реклама. Если с долинами типа Мухи, Аманауза и т.п. все ясно, то с теми же долинами Бадука, Уллу-Муруджу, Хатипары и т.д. непонятно ничего. Для лесников это лишний повод и возможность (может и незаконно) испортить вам настроение и планы, но официальных документов, при этом, никто никому еще не показывал. Тем не менее, в Домбае народ ходит куда угодно и когда угодно. Интернет изобилует предложениями посетить все и вся, несмотря на то, что "все закрыто на десять лет". Значит - не для всех...
По маршруту в целом. Пройденный маршрут небольшой, но очень красивый, насыщенный и, главное, безопасный (очень большое число перевалов Гвандры имеют комбинированный характер, и еще, особенно перевалы Даутского узла, известны своей "сыпучестью", которая, если почитать отчеты разных лет, только растет). Очень сильной физически командой может быть пройден, безусловно, в более сжатые сроки. Но наш вариант считаю идеальным. Выбор из Узункола в Домбай более чем логичен - в Домбае развита инфраструктура в плане жития-бытия на случай более раннего окончания маршрута, нет проблем с выездом, + на старте отсутствуют потенциально возможные проблемы с лесниками и т.п. (см выше). Время проведения похода (в июне запас хода почти 18 часов) позволяет планировать прохождение маршрута в ненапряженном темпе: ранний выход, без обеда до стоянки, обед, сон, ужин, отбой (почти так и получилось, всем очень понравилось).
Перевал Беляева Просто и сердито. Хороший, логичный перевал, ничем таким не выдающийся. 1Б соответствует. Достаточно очевидный не сложный спуск-подъем. При соблюдении элементарных требований безопасности совершенно безопасен. Рекомендуется.
Перевал Искровцев. РЕСПЕКТ. РЕКОМЕНДУЕТСЯ в обязательном порядке. При этом, наверно, все же более трудоемкий нежели Беляева, более проблемный спуск в сторону Махара в непогоду. Но более интересный и разнообразный технически, с великолепными панорамами, короче нам понравился очень. 1Б без вопросов. До кучи, видимо, самый безопасный перевал Даутского хребта.
Перевал Уллу-Муруджу. Однозначно самый простой, безопасный, короткий и логичный путь из долины Даута в Уллу-Муруджу, а из категорированных - наверное вообще в долину Теберды (перевал Назлы-Рынджи более длинный, но более легкий технически). Категория - несложная 2А, для 1Б слишком круто (есть с чем сравнить), причем в любое время. В конце лета со склонов Муруджинской Иглы может подсыпать.
Перевал МИФИ (Рынджи) Хоть мы его и не ходили, но рассмотрели хорошо. В порядке информации. В нижней части "ворот" прошел сильный ледовый обвал (до берга). Чуть выше все висит, мягко говоря, на соплях. Очевидно, что тенденция по обрушению ворот сохранится. Перевал стал, однозначно, более опасен, сложность перевала повысилась (предположительно 2А*). Дай Бог, что бы это не стало сюрпризом.